О содержании и формах методической работы в школе

Практика работы передовых школ подтверждает, что совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся возможно лишь там, где благодаря правильной организации методической работы, создана творческая атмосфера в педагогическом коллективе, где достигнут высокий уровень методической культуры учителя.
Правильно организовать методическую работу - значит:

  • исходя из поставленных задач, конкретно определить содержание и формы работы по каждому предмету и соответственно спланировать;

  • скоординировать и по возможности взаимосвязать индивидуальные и коллективные формы работы по намеченным планам;

  • создать необходимые условия для работы (имеется в виду урегулирование учебной и общественной нагрузки учителя, выделение по возможности методических дней, создание нормальной психологической обстановки в коллективе, наличие методического кабинета с необходимым материалом, забота о максимальных удобствах труда и быта учителя);

  • систематически осуществлять контроль за методической работой учителя с целью оказания своевременной помощи и ликвидации недостатков;

  • вооружать учителя передовыми методами и приемами работы на основе внедрения достижений педагогической науки и передового пед. опыта.

Для успешной постановки методической работы требуется мобилизация сил и возможностей педагогических коллективов школ, оптимальная расстановка сил по организации и руководству методической работой, серьезный подход к планированию работы методических объединений, постоянная работа учителя над повышением своей научной и педагогической квалификации.
При планировании методической работы единая общешкольная методическая тема, “Урок-основная форма” совершенствование учебно-воспитательного процесса как стержневая, должна найти конкретное выражение в планах самообразования и внутришкольных м/о.


Работа в м /о должна вестись в следующих направлениях:

  1. Изучение и анализ состояния преподавания и качества знаний, умений и навыков, уровень научной, нравственной и трудовой воспитательности учащихся. (посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, проверка выполнения учебных программ, использование воспитательных возможностей учебного предмета, проведение контрольных работ и их анализ, просмотр тетрадей и т.д.)

  2. Изучение системы работы учителя (качество уроков, выполнение современных требований к уроку, знакомство с планированием, эффективность методов обучения, используемых учителем.)

  3. Коллективное и индивидуальное изучение и творческое применение прогрессивной методики обучения и воспитания.

  4. Изучение передового опыта учителей школы города, республики, федерации и творческое его применение.

  5. Опережающее рассмотрение отдельных, наиболее трудных тем программы (желательно с показом уроков по теме для учителей параллельных классов).

  6. Разработка наиболее трудных вопросов и тем учебной программы в помощь учителям и учащимся.

  7. Разработка с учителями начальных классов по вопросам преемственности.

  8. Внеклассная работа. Факультативы.

  9. Методика применения технических средств обучения на уроках и во внеклассной работе.

  10. Взаимопосещение уроков и внеклассных занятий. Открытые уроки. Обмен опытом.

  11. Контроль и помощь учителям по самообразованию (отчеты учителей с предъявлением рефератов, обзоры педагогических и методических журналов, ознакомление с инструктивно-методическими письмами).

  12. Пополнение методкабинетов (уголков) необходимыми материалами.

На каждом очередном заседании методического объединения необходимо предусматривать задания учителям по реализации утвержденного плана работы. Рекомендуется на первом заседании методических объединений рассматривать следующие вопросы:

  1. Состояние учебно-воспитательной работы и качество знаний, умений и навыков уч-ся по предмету за истекший уч. год и задачи м/о на новый уч. год.

  2. Итоги работы м/о над общешкольной проблемой. Задачи на новый уч. год.

  3. Ознакомление с инструктивно - методическими письмами.

  4. Утверждение плана работы м/о и самообразования учителей.

М/о может достичь успеха лишь в том случае, если оно может обеспечить тщательную подготовку каждого учителя к очередному заседанию, если повысится ответственность за качество докладов, рефератов, различных метод. разработок, открытых уроков, если учитель будет получать индивидуальные задания по искоренению недостатков в своей работе и освоении передовых методов обучения и воспитания, будет выполняться решения и рекомендации.
Успешная работа м/о в немалой степени зависит от квалифицированного осуществления руководства и контроля за их деятельности, от оказания своевременной помощи, создания необходимых условий для их работы.
Руководство школы вместе с общественными организациями должно позаботиться о создании в школе хороших методических объединений (уголков), сосредоточив в них по возможности необходимый методический инструментарий учителя:

  • учебные программы, инструктивно - методические письма, методические рекомендации по предметам, методические журналы, перечень имеющийся в библиотеке литературы по теории и методике предмета, список изучаемых литературных произведений, наглядных пособий, каталог диафильмов, кинофильмов, кинофрагментов и к/кольцовок, граммзаписей, картотеки книг и журнальных статей по различным актуальным проблемам учебно - воспитательного процесса;

  • сборники заданий для контрольных и обучающих самостоятельных работ, дидактический материал;

  • стенды наглядных пособий, изготовленные учителями и учащимися, лучшие творческие работы, тетради и дневники учащихся;

  • магнитофонные записи лучших уроков, докладов, лекций;

  • образцы тематических и поурочных планов, наиболее интересные планы работы классных руководителей и воспитателей;

  • планы работы факультативов;

  • обобщенный материал (альбомы, папки, стенды, витрины, выставки и т. д.) из опыта работы лучших учителей, классных руководителей, воспитателей;

  • материалы о работе школы с родителями и общественностью (конспекты бесед и лекций для родителей, планы родительских лекториев, факультетов)

  • доклады учителей на м/о, педсовета,научно - практических конференциях, педагогических чтениях, раскрывающие опыт работы, процесс и результат работы педагогического творчества;

  • желательно накапливать в школьных методкабинетах и материалы по краеведению, которые помогают учителю связывать обучение с жизнью.

Руководители школ и м/о должны заботится о своевременном прохождении учителями курсов переподготовки и повышения квалификации, следить за выполнением ими докурсовых и послекурсовых заданий, посещать курсантов для выяснения, произошли ли положит. сдвиги в работе учителя после курсов.
Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий - одна из действенных форм методической помощи учителю. Администрация, руководители м/о должны регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать соответствующие рекомендации.
Особенно серьезно следует подходить к так называемым открытым урокам или открытым внеклассным мероприятиям. Это одна из важных форм распространения передового опыта, поэтому в них не должно быть показухи, саморекламы. Основная задача открытых уроков - конкретное раскрытие идей передового опыта, показ реально существующих лучших образцов педагогического труда. Каждый открытый урок должен, как правило: предваряться сообщениям учителя, дающего открытый урок, изложение его плана и основного педагогического замысла. После посещения такого урока должно быть проведено с участием всех присутствовавших творческое критическое, соблюдением такта и доброжелательности обсуждения урока.
Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.
Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании м/о.Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.
Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.
Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием.
В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей м/о нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производится в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:

  1. Вопросы общей педагогики, детской и педагогической психологии.

  2. Научно-теоретическая и метод. подготовка по преподаваемому предмету.

  3. Расширение общекультурного кругозора.

Неотъемлемой составной частью методической работы в школе является изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта.
Занятия школьных методических объединений во избежание перегрузки учителей рекомендуется проводить не чаще, чем 3 - 4 раза в год. Общее руководство методических объединений в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы осуществляют директор школы, который“создает необходимые условия для повышения научно - технического уровня и квалификации педагогических кадров.” Организация методической работы возлагается на заместителя директора по научно - воспитательной работе. Он несет непосредственную ответственность за планирование методической работы: определяет задачи м/о, уточняет круг вопросов наиболее важных для самообразования учителей, организует контроль за выполнением индивидуальных планов самообразования и т.д.

 

 
Используются технологии uCoz