Практика работы передовых школ подтверждает,
что совершенствование учебно-воспитательного процесса,
достижение высоких результатов в обучении и воспитании
учащихся возможно лишь там, где благодаря правильной
организации методической работы, создана творческая
атмосфера в педагогическом коллективе, где достигнут высокий
уровень методической культуры учителя.
Правильно организовать методическую работу - значит:
-
исходя из поставленных задач, конкретно
определить содержание и формы работы по каждому предмету
и соответственно спланировать;
-
скоординировать и по возможности
взаимосвязать индивидуальные и коллективные формы работы
по намеченным планам;
-
создать необходимые условия для работы
(имеется в виду урегулирование учебной и общественной
нагрузки учителя, выделение по возможности методических
дней, создание нормальной психологической обстановки в
коллективе, наличие методического кабинета с необходимым
материалом, забота о максимальных удобствах труда и быта
учителя);
-
систематически осуществлять контроль за
методической работой учителя с целью оказания
своевременной помощи и ликвидации недостатков;
-
вооружать учителя передовыми методами и
приемами работы на основе внедрения достижений
педагогической науки и передового пед. опыта.
Для успешной постановки методической работы
требуется мобилизация сил и возможностей педагогических
коллективов школ, оптимальная расстановка сил по организации
и руководству методической работой, серьезный подход к
планированию работы методических объединений, постоянная
работа учителя над повышением своей научной и педагогической
квалификации.
При планировании методической работы единая общешкольная
методическая тема, “Урок-основная форма” совершенствование
учебно-воспитательного процесса как стержневая, должна найти
конкретное выражение в планах самообразования и
внутришкольных м/о.
Работа в м /о должна вестись в следующих направлениях:
-
Изучение и анализ состояния преподавания и
качества знаний, умений и навыков, уровень научной,
нравственной и трудовой воспитательности учащихся.
(посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий,
проверка выполнения учебных программ, использование
воспитательных возможностей учебного предмета, проведение
контрольных работ и их анализ, просмотр тетрадей и т.д.)
-
Изучение системы работы учителя (качество
уроков, выполнение современных требований к уроку,
знакомство с планированием, эффективность методов обучения,
используемых учителем.)
-
Коллективное и индивидуальное изучение и
творческое применение прогрессивной методики обучения и
воспитания.
-
Изучение передового опыта учителей школы
города, республики, федерации и творческое его применение.
-
Опережающее рассмотрение отдельных, наиболее
трудных тем программы (желательно с показом уроков по теме
для учителей параллельных классов).
-
Разработка наиболее трудных вопросов и тем
учебной программы в помощь учителям и учащимся.
-
Разработка с учителями начальных классов по
вопросам преемственности.
-
Внеклассная работа. Факультативы.
-
Методика применения технических средств
обучения на уроках и во внеклассной работе.
-
Взаимопосещение уроков и внеклассных занятий. Открытые уроки. Обмен опытом.
-
Контроль и помощь учителям по самообразованию
(отчеты учителей с предъявлением рефератов, обзоры
педагогических и методических журналов, ознакомление с
инструктивно-методическими письмами).
-
Пополнение методкабинетов (уголков)
необходимыми материалами.
На каждом очередном заседании методического
объединения необходимо предусматривать задания учителям по
реализации утвержденного плана работы. Рекомендуется на
первом заседании методических объединений рассматривать
следующие вопросы:
-
Состояние учебно-воспитательной работы и
качество знаний, умений и навыков уч-ся по предмету за
истекший уч. год и задачи м/о на новый уч. год.
-
Итоги работы м/о над общешкольной проблемой.
Задачи на новый уч. год.
-
Ознакомление с инструктивно - методическими
письмами.
-
Утверждение плана работы м/о и
самообразования учителей.
М/о может достичь успеха лишь в том случае,
если оно может обеспечить тщательную подготовку каждого
учителя к очередному заседанию, если повысится
ответственность за качество докладов, рефератов, различных
метод. разработок, открытых уроков, если учитель будет
получать индивидуальные задания по искоренению недостатков в
своей работе и освоении передовых методов обучения и
воспитания, будет выполняться решения и рекомендации.
Успешная работа м/о в немалой степени зависит от
квалифицированного осуществления руководства и контроля за
их деятельности, от оказания своевременной помощи, создания
необходимых условий для их работы.
Руководство школы вместе с общественными организациями
должно позаботиться о создании в школе хороших методических
объединений (уголков), сосредоточив в них по возможности
необходимый методический инструментарий учителя:
-
учебные программы, инструктивно -
методические письма, методические рекомендации по
предметам, методические журналы, перечень имеющийся в
библиотеке литературы по теории и методике предмета,
список изучаемых литературных произведений, наглядных
пособий, каталог диафильмов, кинофильмов, кинофрагментов
и к/кольцовок, граммзаписей, картотеки книг и журнальных
статей по различным актуальным проблемам учебно -
воспитательного процесса;
-
сборники заданий для контрольных и
обучающих самостоятельных работ, дидактический материал;
-
стенды наглядных пособий, изготовленные
учителями и учащимися, лучшие творческие работы, тетради
и дневники учащихся;
-
магнитофонные записи лучших уроков,
докладов, лекций;
-
образцы тематических и поурочных планов,
наиболее интересные планы работы классных руководителей
и воспитателей;
-
планы работы факультативов;
-
обобщенный материал (альбомы, папки,
стенды, витрины, выставки и т. д.) из опыта работы
лучших учителей, классных руководителей, воспитателей;
-
материалы о работе школы с родителями и
общественностью (конспекты бесед и лекций для родителей,
планы родительских лекториев, факультетов)
-
доклады учителей на м/о, педсовета,научно
- практических конференциях, педагогических чтениях,
раскрывающие опыт работы, процесс и результат работы
педагогического творчества;
-
желательно накапливать в школьных
методкабинетах и материалы по краеведению, которые
помогают учителю связывать обучение с жизнью.
Руководители школ и м/о должны заботится о
своевременном прохождении учителями курсов переподготовки и
повышения квалификации, следить за выполнением ими
докурсовых и послекурсовых заданий, посещать курсантов для
выяснения, произошли ли положит. сдвиги в работе учителя
после курсов.
Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий - одна из
действенных форм методической помощи учителю. Администрация,
руководители м/о должны регулярно планировать
взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в
результате обмена мнениями делать практические выводы,
принимать соответствующие рекомендации.
Особенно серьезно следует подходить к так называемым
открытым урокам или открытым внеклассным мероприятиям. Это
одна из важных форм распространения передового опыта,
поэтому в них не должно быть показухи, саморекламы. Основная
задача открытых уроков - конкретное раскрытие идей
передового опыта, показ реально существующих лучших образцов
педагогического труда. Каждый открытый урок должен, как
правило: предваряться сообщениям учителя, дающего открытый
урок, изложение его плана и основного педагогического
замысла. После посещения такого урока должно быть проведено
с участием всех присутствовавших творческое критическое,
соблюдением такта и доброжелательности обсуждения урока.
Эффективной формой методической работы являются тематические
семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по
следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая
обработка вопроса, составление и обсуждение тематических
планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены
изучению технических средств обучения и методики их
применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.
Значительное место в работе методических объединений
занимают обзоры литературы, педагогических журналов,
наиболее интересных статей по вопросам обучения и
воспитания, опубликованных в периодической печати.
Желательно делать такие обзоры на каждом заседании
м/о.Своевременная информация о новой литературе оказывает
учителям существенную помощь в работе по самообразованию,
создает благоприятные условия для внедрения в практику
достижений педагогической и психологической науки.
Своевременным итогом методической работы в течение учебного
года или двух лет является проведение школьных
педагогических чтений или научно - практических конференций.
На них заслушиваются наиболее интересные доклады и
сообщения, подготовленные учителями, классными
руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о
совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении
в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и
научно - практическим конференциям следует приурочивать
педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения
докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и
отдельных учителей.
Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет
действенное влияние на качество обучения и воспитания только
тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны
с систематическими занятиями, самообразованием.
В особом внимании со стороны администрации школы,
руководителей м/о нуждаются молодые учителя, начинающие свою
педагогическую деятельность. Необходимо организовать
качественное прохождение молодыми специалистами стажировки,
оказывать им повседневную помощь в приобретении
профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической
помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по
результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым
специалистам и учителям, получившим рекомендации, может
производится в форме наставничества, индивидуального шефства
со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает
взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование
уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов
самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей
целесообразно спланировать по следующим трем основным
направлениям:
-
Вопросы общей педагогики, детской и
педагогической психологии.
-
Научно-теоретическая и метод. подготовка по
преподаваемому предмету.
-
Расширение общекультурного кругозора.
Неотъемлемой составной частью методической
работы в школе является изучение, обобщение, распространение
и внедрение в практику лучшего педагогического опыта.
Занятия школьных методических объединений во избежание
перегрузки учителей рекомендуется проводить не чаще, чем 3 -
4 раза в год. Общее руководство методических объединений в
соответствии с уставом средней общеобразовательной школы
осуществляют директор школы, который“создает необходимые
условия для повышения научно - технического уровня и
квалификации педагогических кадров.” Организация
методической работы возлагается на заместителя директора по
научно - воспитательной работе. Он несет непосредственную
ответственность за планирование методической работы:
определяет задачи м/о, уточняет круг вопросов наиболее
важных для самообразования учителей, организует контроль за
выполнением индивидуальных планов самообразования и т.д.
|